Кусевицкий Сергей Александрович

Кусевицкий Сергей  Александрович

Кусевицкий Сергей Александрович

Основатель «Российского музыкального издательства» (1909), где впервые были опубликованы партитуры многих сочинений С.Рахманинова, А.Скрябина, С.Прокофьева, И.Стравинского.

Рождение
26 июля 1874

Кончина
04 июня 1951

дирижер

Сергей Александрович Кусевицкий – выдающийся дирижер, основатель первого в России государственного симфонического оркестра и первого русского музыкального издательства, он начинал свою деятельность как исполнитель. Инструментом, который чуть ли не впервые стал солирующим именно в его руках, был контрабас.

Отец Сергея Кусевицкого, сам музыкант, с детства учил своих детей игре на струнных. Часто они выступали всей семьей, маленьким «оркестром Кусевицких». Сереже больше всего нравился контрабас. Чтобы никому не мешать, он уходил со своим инструментом в баню и подолгу играл там. «Зачем ты так много занимаешься?», - спрашивал его отец. «Я хочу играть на нем лучше всех», - отвечал мальчик. Но однажды ему разрешили продирижировать семейным оркестром – и с этих пор профессия дирижера стала мечтой Кусевицкого. Эта мечта привела его в Москву. В Консерваторию его не приняли – и даже не прослушали, объяснив, что прием давно закончен. Как в последнее убежище, 17-ти летний юноша бросился в Музыкально-драматическое училище. Выслушав отрицательный ответ Шостаковского, директора, мальчик заплакал: «Хочу учиться музыке!». И тогда Петр Адамович вдруг смягчился: «Хорошо, ты будешь учиться музыке», - сказал он, - «но ты должен взять такой инструмент, на котором у нас учат бесплатно». Инструментов таких было три: тромбон, фагот и контрабас, - участь юного музыканта была решена. В короткое время Кусевицкий сделал невероятные успехи. «Он превратил циклоп-контрабас в Цирцею-виолончель», - говорили критики.

Кроме того, Кусевицкий писал сочинения для своего инструмента – ведь в мировой музыкальной литературе их не так много.

Но Сергея не оставляла мечта о дирижерском пульте. Он никогда не учился дирижированию профессионально. Ему помогло то, что он сам был оркестрантом. А еще – ходил на концерты с партитурой и внимательно следил за жестами мастеров «волшебной палочки». А еще – дирижировал дома перед зеркалом, перед расставленными стульями, дирижировал исполнениями своих друзей-пианистов. Наконец, директор Высшей музыкальной берлинской школы, Йозеф Иоахим, разрешил ему позаниматься со студенческим оркестром. Кусевицкий очень долго готовился к своему дебюту, - он знал, что к его появлению за пультом отнесутся настороженно – все-таки, прекрасный исполнитель, что-то он сможет в новой для себя области, не лезет ли он не в свое дело. Но уже после первых концертов появились рецензии, утверждающие, что мир, несомненно, будет считаться с такими дирижерами, как Сергей Кусевицкий.