Рецензии и репортажи

 Подборка рецензий и репортажей журналистов радио "Орфей"

Дата выпуска: 27.06.2019

Второй вечер финального тура у пианистов в Большом зале Московской консерватории прошел с переаншлагом. 

Пропускной режим ужесточили — с центрального входа прессу отправляли на служебный, где охранник, помимо пропусков, проверял у журналистов документы. Строгость, возможно, была связана с тем, что послушать пианистов пришла зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец. 

Сильнейшие участники финала (других в третьем туре нет), Алексей Мельников из России и Александр Канторов из Франции, играли на рояле Steinway. Алексей — Первый концерт Чайковского и Третий Рахманинова, Александр — Второй Петра Ильича и Второй — Иоганнеса Брамса.

«Я начинал учить Первый концерт Чайковского год назад, но, когда работал над первой частью, услышал на YouTube Второй концерт и решил, что должен его исполнить вместе с концертом Брамса — моего любимого композитора. Стал думать, как их соединить, ведь это огромная программа. Но точно знал, что должен сыграть их вместе. Впервые это случилось сегодня», — рассказывает Александр Канторов. 

Александр Канторов играет на третьем туре. Фото: tch16.com

Нелегко приходится Госоркестру имени Светланова во главе с дирижером Василием Петренко: огромные, сложные программы, индивидуальный подход к каждому финалисту и исполненный шесть раз за три вечера Первый концерт Петра Ильича .

«Когда концерты, это не так сложно. Но нам же за два дня надо было всё отрепетировать, то есть играть по 12 часов с небольшими перерывами. Там, конечно, физически устаешь. Все солисты играют по-разному, все прекрасные пианисты, у всех своё видение — уровень финала чрезвычайно высок. И нам каждый раз необходимо приблизить оркестр к тому, как играет тот или иной солист. Особенно, что касается Первого концерта Чайковского. Это сложная, но интересная задача», — делится впечатлениями Василий Эдуардович. — Кто-то из солистов сильно меняется от репетиции к концерту, кто-то обладает большим или меньшим опытом, кто-то, может, даже впервые участвует в конкурсе. Но со всеми интересно. И главная задача, чтобы пианистам было с нами легко». 

Конкурс Чайковского каждый раз собирает огромную аудиторию по всему миру. Миллионы следят за трансляциями в интернете, тысячи приходят в концертные залы. Одна из самых внимательных слушательниц этого состязания — пианистка Екатерина Мечетина:

«Огромное впечатление производит финал, потому что это конкурс в конкурсе. Интересно, как каждый участник решает музыкальные задачи. Кто-то идет по направлению к огромному исполнительскому масштабу, как это было сейчас у Алексея Мельникова — титаническое выступление. Кто-то идет по накатанным мейнстримовым дорогам, кто-то, наоборот, старается найти как можно больше новых деталей, незамеченных десятками поколений лауреатов конкурса Чайковского. Кто-то будто под микроскопом изучает эту музыку, чтобы найти свое и выйти на новый эволюционный уровень в ней. Мне это очень нравится. Но выступления, которые подчеркивают традиционную сторону большого русского стиля, мне тоже очень симпатичны. И, думаю, нашему председателю жюри тоже». 

Финальный тур у пианистов завершится сегодня. Результаты объявят поздно вечером.

Наталия Сергеева