Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 21.06.2018

Знаменитые майолики Михаила Врубеля - «Весна» и «Снегурочка», «Лель» и «Мизгирь», «Волхова»,  «Садко» и «Морской царь» были созданы на темы опер Н. Римского-Корсакова «Снегурочка и «Садко». Эти великолепные работы мастера – самые необычные иллюстрации к операм великого музыкального сказочника.

Михаил Врубель – мастер многогранного художественного дарования – воплотил в своем творчестве идею синтеза искусств. Монументальные росписи, станковая живопись и графические произведения, театральные декорации и архитектура, скульптура и керамика – каждый вид художественной деятельности получает в его исполнении новые выразительные возможности. «Во всем, что он делал, была какая-то безошибочность», - отмечал современник Врубеля, художник Александр Головин.

Вторая половина 1890-х гг. в жизни и творчестве Михаила Врубеля тесно связана с ярким явлением отечественной культуры, известным как Абрамцевский художественный кружок. Село Абрамцево – усадьба «московского Медичи» Саввы Мамонтова – притягивало лучших художников своего времени. Под «вдохновляющим деспотизмом» этого коллекционера и мецената раскрывается талант Александра Головина, Михаила Нестерова, Константина Коровина, Валентина Серова, Ивана Билибина, братьев Васнецовых. Здесь создается новый стиль – вариант европейского модерна на национальной основе.

В 1889 году Савва Мамонтов открывает в Абрамцеве гончарную мастерскую, где начинается работа с поливной керамикой – «майоликой». Для руководства мастерской Мамонтов приглашает керамиста-технолога Петра Ваулина, который искусно превращает поверхность глиняных изделий в сверкающую драгоценность.

В мастерской пробуют силы многие художники абрамцевского кружка, но именно Врубель поднимает это ремесло до уровня настоящего художественного явления. Он не только создает графические эскизы керамических вещей, но с интересом занимается ремесленным процессом их изготовления. В гончарных мастерских Абрамцева Врубель бесконечно экспериментирует, создавая изразцы для печей, блюда и вазы, чаши, скульптурные композиции.

Тема моря была близка художнику, и образы морских фантастических существ ему особенно удавались. Врубель участвовал в оформлении постановки оперы «Садко» в Московской частной опере Мамонтова в 1897 году, после чего написал картину «Прощание Морской царевны с Морским царем», акварель «Морская царевна» и создал майоликовые скульптуры, изображающие этих существ. Морской царь был выполнен в различных цветовых вариантах. Морской царь, хранящийся в Русском музее, – в темно- синем цвете морских глубин, в завихрениях то ли волос, то ли волн. Существует многоцветный вариант: темно-синее лицо окружено зелеными волнами с бело-желтыми барашками. В Музее музыки представлен еще один вариант - монохромный, цвета сияющего перламутра.