Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 20.06.2018

В коллекции Музея музыки хранится несколько парных барабанов, называемых табла. Среди них пакистанская табла, переданная в Музей из Московской консерватории в 1965 году. Остальные четыре таблы — индийские, поступившие в Музей в разные годы — в 1955-м от Министерства культуры СССР, в 1999-м от дочери композитора Сергея Баласаняна, в 2012-м году от посольства Республики Индия. Все эти инструменты поочередно демонстрировались в постоянной экспозиции и на выставках Музея.

Особый интерес представляет табла, изготовленная во второй половине ХХ века и переданная в Музей в 1985 году в качестве дара ансамбля Рави Шанкара во время гастролей музыкантов в Москве и выступления с концертом в Музее музыки. В эти годы Рави Шанкар часто выступал с виртуозом-исполнителем на табла ‑ Алла Ракха. Так, что руки виртуоза могли касаться подаренной Музею таблы.

Табла состоит из двух небольших барабанов разной формы: корпус первого барабанчика (для правой руки), долбленый из дерева напоминает бочонок. Корпус второго барабанчика (для левой руки) цельнометаллический, более широкого диаметра, по форме чашеобразный, напоминает литавру.

Табла ‑ основной ударный инструмент классической музыки северо-индийской традиции Хиндустани, используется для сопровождений вокальной и инструментальной музыки и танца. Для аккомпанемента голосу и другим инструментам подбираются таблы различного тембра. Барабанчики обычно настраиваются в квинту, иногда в октаву, посредством передвижения деревянных брусочков под кожаными ремешками вдоль корпуса, с помощью которых натягивается мембрана.

Характерной чертой индийских ‑ табла, а также барабанов пакхавадж и мриданг, ‑ является покрытие центральной части мембраны черной пастой (изготавливаемой на основе рисовой муки с железными, марганцевыми опилками), что влияет на тембр звучания.

При игре на табла музыкант сидит на полу со скрещенными ногами. Пара барабанчиков стоят перед ним на матерчатых подставках. Существует множество различных высокоразвитых техник игры на этом инструменте (играют кончиками пальцев, или раскрытой ладонью). На табле можно воспроизвести все сложные ритмические узоры голоса и инструментов.

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара Великого, падишаха Империи Великих Моголов (вторая половина 16 века) жили два профессиональных исполнителя, играющих на крупном двухстороннем барабане пакхавадж. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, образовав два небольших барабана; в паре они стали обладать более совершенными возможностями. Их назвали табла от арабского табль, что означает— барабан.

По другой легенде, создание этого барабана приписывается величайшему поэту и музыкакнту 13 века Амиру Хосрову, чье творчество является символом преобразований, осуществленных культурой субконтинента в период ее активных контактов с мусульманским миром. Подобную версию высказывают и специалисты—инструментоведы, проводящие типологические параллели между табла и парными литаврами нагара, широко распространенными в арабо-иранском регионе.

Табла выполняет функцию метроритмической организации всего музыкального текста. Во второй половине ХХ века табла приобретает широкую популярность как инструмент, имеющий самостоятельное значение.В наши дни в концертах нередко звучат виртуозные композиции на табле соло.