Гобой немецкой фирмы "Staudte Meuselwitz" - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр

Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 01.06.2018

Гобой немецкой фирмы «Staudte Meuselwitz» (Штаудте Мейзельвитц) из коллекции Российского национального музея музыки представляет собой тип инструмента, который утвердился в Европе в начале XIX века. А как начиналась история этого инструмента?

Предшественниками гобоя в Европе были такие инструменты, как шалмей, крумхорн и бомбарда. В эпоху Ренессанса они звучали повсюду – от королевского двора до деревенского праздника. Изобретение современного гобоя относят ко второй половине XVII века, и приписывают французским мастерам Филидору и Оттетеру. Первым их нововведением было разделение гобоя на три части для удобства хранения и переноса. В дальнейшем было улучшено интонирование, проведён более точный расчёт местоположения звуковых отверстий и добавлены несколько клапанов. Трость также была усовершенствована: теперь музыкант мог управлять её колебаниями непосредственно губами, что улучшало чистоту и красоту звука.

Первым новый инструмент включил в придворный оркестр Жан Батист Люлли. Постепенно гобой вытеснил из оркестра технически менее совершенный крумхорн. С этого времени он не только становится непременным участником военных оркестров, ансамблей, сопровождавших оперные и балетные спектакли, но и широко используется в качестве солирующего инструмента.

В следующем столетии гобой занимает прочное место в симфоническом оркестре и становится излюбленным инструментом А. Вивальди, И. С. Баха и особенно Г. Ф. Генделя. XVIII век можно с полным правом назвать «золотым веком» гобоя.

На протяжении всего XVIII столетия конструкция гобоя почти не менялась: это был двухклапанный инструмент с примитивной механикой. К началу 1820-х годов было увеличено количество клапанов, наметилась тенденция к сужению внутреннего канала, что неизбежно привело к повышению строя гобоя.

Инструмент фирмы «Staudte Meuselwitz» из коллекции Российского национального музея музыки имеет 18 игровых отверстий, 11 из которых снабжены клапанами – 2-мя открытыми и 9-ю закрытыми. Внешний вид гобоя, с конусообразно расширяющимся стволом из желтой древесины, характерен для своего времени. Звук извлекается с помощью трости, состоящей из двух пластинок тонкого тростника. Причем трость гобоя начала XIX века была значительно крупнее современной.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки