Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 17.04.2018

Ви́на – старинный индийский струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что сама богиня красноречия Сарасвати, покровительствующая науке и искусству, подарила этому излюбленному инструменту индийской классической музыки поющий человеческий голос. Типы композиций, репертуар, приемы звукоизвлечения на вине носят несомненный отпечаток вокального происхождения.  Очевидна связь вины и с имеющими многовековую историю и уходящими корнями в обрядовую практику танцевальными и танцевально-театральными традициями. Композиции, составляющие основу репертуара большинства современных исполнителей на вине, представляют собой инструментальные версии вокальных сочинений классиков южноиндийской музыки. 

Под названием вина объединяются инструменты разной конструкции и типа. В экспозиции Российского национального музея музыки представлены сарасвати-вина и вичитра-вина.

Сарасвати-вина распространена, в основном, в южных районах Индии. Названа она в честь богини Сарасвати, которую часто изображают с виной в руках. Полусферический корпус-резонатор этой разновидности инструмента, сделанный из палисандра, покрыт тонкой деревянной декой. В верхней части полой и глубокой шейки расположен дополнительный тыквенный резонатор. Сбоку крепятся три колка, с их помощью фиксируются дополнительные струны, которые, в отличие от четырех основных, не проходят вдоль плоскости грифа. На грифе размещаются 24 высоких лада, крепящихся воском. Играют на южноиндийской вине сидя, скрестив перед собой ноги и оперев корпус о пол.

Другая разновидность инструмента – вичитра-вина – хиндустанской, то есть северной, традиции. В отличие от южноиндийской сарасвати-вины, ее гриф не имеет ладов. К нему крепятся с обоих концов два больших тыквенных резонатора. При игре один из них помещается за левым плечом музыканта, другой опирается на его согнутую ногу. Инструмент может располагаться также горизонтально перед музыкантом.

В истории музыкальной культуры Индии вина занимает особое место. Она рассматривается не просто как инструмент, но как сакральный объект, принадлежность посвященных. Уже в самых ранних текстах о разновидно­стях вин говорится об их принадлежности различным божествам индуистско­го пантеона, а музыкант, владевший этим инструментом, занимал одно из наиболее почетных мест в придворной иерархии и считался сакральной персоной.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки